Уходит с российского рынка

Уходит с российского рынка

Конец слухам и догадкам. Компании Ford и Sollers официально объявили о реструктуризации бизнеса. Ford в России прекратит продажи легковых автомобилей. Их производство будет полностью завершено к концу июня. Заводы Ford Sollers во Всеволожске (там выпускают Focus и Mondeo) и Набережных Челнах (Fiesta и EcoSport) будут закрыты, эта же участь постигнет моторный завод в Елабуге. А с конвейера елабужского сборочного предприятия сойдут последние кроссоверы Kuga и Explorer. Компания подчеркивает, что обязательства по гарантийному ремонту и сервису легковых автомобилей будут поддерживаться в полном объеме.

Совместное предприятие Ford Sollers формально сохранится, но контролирующим акционером станет Sollers (у него будет 51% акций), а единственной продукцией останутся фургоны и грузовички семейства Ford Transit, производство которых сохранится на заводе в Елабуге. На российском рынке легких коммерческих автомобилей Ford занимает лидирующую позицию среди иностранных марок, уступая только ГАЗу и УАЗу. Между тем у Соллерса есть свои виды на елабужскую площадку: уже в конце 2020 года здесь должно начаться серийное производство автомобилей Aurus.

Ford и Sollers уже подписали протокол о намерениях. По официальной версии, целью столь радикальных изменений является необходимость возврата к прибыльности компании в краткосрочной перспективе и повышение эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке. Однако переговоры между акционерами продолжаются, и окончательные договоренности будут достигнуты в ближайшие месяцы.

Сотрудников закрывающихся заводов будут сокращать в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций. Ford Sollers совместно с партнерами продолжает переговоры по дальнейшим действиям, необходимым для проведения реструктуризации бизнеса.

В связи с уходом «Форда» 4R.ru вспомнил, какие автомобильные бренды покинули российский рынок навсегда, какие несколько раз возвращались и какие — на грани исчезновения сейчас

Фото: Hegnar.no, drive2.ru, Alfa Romeo

Сегодня новость про уход с российского рынка марки Ford (оставшиеся коммерческие микроавтобусы и фургоны не в счет) кажется нам шоком. Неужели на наших улицах больше не будут появляться новые «Фокусы», «Куги», «Экоспорты», «Фиесты» и «Иксплореры»? Неужели мы будем разглядывать премьеры международных автосалонов, ревниво вздыхая на новинки от Ford? Да. Но очень скоро о марке «Форд» будут вспоминать только владельцы. Ведь так уже произошло с десятком других брендов, покинувших РФ, а среди них были и любимые россиянами. 4R.ru предлагает поддаться ностальгии.

Почили навсегда

Hummer

Hummer не просто исчез из России — американская марка была упразднена на всей планете Земля. И случилось девять лет назад — в мае 2010 года, когда было прекращено производство самого компактного из «Хаммеров» — модели H3. Самый большой внедорожник под индексом Н1 закончили выпускать еще в 2006 году, а модель Н2 — в 2009. В сытные для российского автопрома годы Hummer H2 и H3 производили на калиниградском «Автоторе», и машины до сих пор попадаются на улицах российских городов, в том числе в столице.

Сколько было стенаний о том, что алчные маркетологи и топ-менеджеры лишают народ оригинальных автомобилей с брутальным дизайном, настоящих внедорожников с армейским происхождением. Впрочем, несмотря на такое трепетное отношение, покупать «Хаммеры» готовы были немногие, и стоящий на грани разорения концерн General Motors решил не поддерживать бренд на плаву. Тем более что все более жесткие экологические требования в США и Европе не оставляли прожорливой машине шансов.

Если что, Hummer H1 и H3 продолжают собирать в Китае, правда, под брендом DongFeng Warrior.

Еще один банкрот с красивой историей и классными автомобилями. Шведская марка в начале 2000-ых гг переходила из рук в рук, пока не осела в 2012 году под крылом шведско-японско-китайского консорциума National Electric Vehicle Sweden. После попыток наладить мелкосерийное производство марка «Сааб» исчезла окончательно. Со своими потрясающими в плане аэродинамически кузовами, оформлением салонов а-ля кабина пилота и продвинутыми для своего времени турбомоторами.

Читайте также:  Лампочки в туманки лачетти хэтчбек

В России Saab был представлен с 1998 по 2010 годы.

Не прижились в России

Dodge

«Додж» — одна из старейших американских марок: датой ее основания признан 1900 год. До сих пор ее автомобили отличаются узнаваемым рубленным дизайном, который нравился и российским автолюбителям. Увы, интерес к машинам Dodge всегда был очень избирательный — продажи этого бренда в РФ никогда не были значительными. В августе 2014 года, после восьми лет присутствия на российском рынке, Dodge покинул нашу страну.

Acura

Казалось бы, у премиального бренда компании Honda в России были все шансы на успех. Во-первых, многие россияне предпочитают «японское качество под премиальным соусом», как показывают продажи Lexus. Во-вторых, Acura, основанная аж в 1986 году, занимает прочные позиции на американском рынке. Возможно, для выхода на российский рынок в 2013 году было неудачное время в связи с падением экономики и обвалом рубля. Как бы то ни было, уже в 2016 году марка покинула РФ.

Great Wall

Уход с российского рынка китайского бренда «Великая стена», появившегося у нас в 2004 году, — самый тихий. Фактически громких объявлений о сворачивании продаж в России не было, но при этом марка отсутствует в общей статистике авторынка. По сути продажи китайских внедорожников были свернуты еще в 2017 году. Но при этом компания построила в Тульской области завод…

Дело в том, что в России Great Wall решил продвигать более дорогую и качественную марку Haval, которую старается позиционировать отдельно от головного бренда и минимизировать ассоциации между ними. В ожидании запуска местного производства в апреле-мае «Хавейлы» потихоньку расходятся по россиянам.

Alfa Romeo

Яркий и эмоциональный итальянский бренд пытался закрепиться в России два раза. Первая попытка была предпринята в 2000 году. Легендарная модель 156 смогла сформировать в России круг ярых фанатов, однако он оказался слишком узким в сравнении с поклонниками немецкого премиума. Дальнейшее расширение модельного ряда ситуацию не изменило. В 2008 продажи были свернуты. Следующую атаку итальянцы совершили в 2014 году с внушительным портфолио, но бренд так и остался нишевым. Через пару лет Alfa Romeo прекратила продавать машины в России официально.

Концерн Volkswagen AG, в который входит испанский бренд Seat, оказался гораздо настойчивее итальянцев. Марка пыталась закрепиться в России четыре раза: в 1996, 2003, 2006 и 2012 годах. Но, несмотря на популярность «Сеатов» в Европе, россиян они покорить не смогли. В том числе, как отмечали аналитики, за счет слабого маркетингового продвижения на фоне «доступной Skoda» и «эталонного Volkswagen». Добили Seat, не имеющий российской локализации, экономический кризис и падение рубля.

Провожая Seat в 2014 году, российские дилеры говорили, что это временная мера. Однако до сих пор о возвращении марки в Россию речи не идет.

Иногда они возвращаются

А вот Opel, которого провожали в 2015 году со слезами на глазах, готовится к возвращению. Теперь — под крылом концерна PSA Peugeot Citroen.

Немецкий бренд покинул наш рынок из-за резких мер, предпринятых американским концерном General Motors, которому он тогда принадлежал. В 2015 году GM замораживал свои местные заводы, утверждая, что даже потерянные инвестиции ничто в сравнении с проблемами, которые создает экономический кризис в РФ.

Последние четыре года россияне отстали от развития модельного ряда Opel. Что ж, можем порадовать: марка вернется в Россию с новенькими кроссоверами: переднеприводными Crossland X и Grandland X. Затем в возрожденных автосалонах появятся компакт Corsa и минивэны Zafira Life и Vivaro. Производство некоторых моделей будет локализовано в Калуге на заводе PSA.

Daewoo

Еще одна марка, пострадавшая от решения General Motors, — некогда корейская Daewoo. Марка официально покинула нашу страну в 2015 году вместе с большей частью моделей GM, однако фактически была переименована в Ravon. Модельный ряд, выпускаемый в Узбекистане, включает субкомпакт Ravon R2, седан Ravon Nexia, седан Ravon R4 и седан Ravon Gentra.

Читайте также:  Какое масло лучше эльф или лукойл

В 2010-ые гг марка Daewoo чувствовала себя на российском рынке неплохо, однако наследный Ravon по продажам новых машин плетется в самом конце.

То ли есть, то ли нет

Chevrolet

GM в кризисном 2015 году принял довольно нестандартное решение, оставив на российском рынке только дорогостоящие модели Chevrolet: спорткары Camaro и Corvette (последний представлен аж в трех версиях) и большие внедорожники Tahoe и Traverse. Рекорды продаж эти модели, разумеются не бьют. Полноприводный кроссовер Chevrolet Niva продается, но представлен отдельно от американского модельного ряда.

Honda

«Хонда» в России вроде есть, но на самом деле ее почти нет. Японская марка, которая раньше наводняла наши парковки «Сивиками», «Аккордами» и даже, прости Господи, «Кросстурами», сейчас продает только два кроссовера — CR-V и Pilot.

На отступные российским сотрудникам и поставщикам Ford потратит 200 млн $, однако компания потеряла бы больше, оставшись в РФ

Накануне компания Ford объявила об уходе c российского рынка: американский производитель принял решение к июлю закрыть заводы и расстаться с персоналом. В рамках реструктуризации бизнеса в России концерн ограничит своё присутствие в нашей стране сборкой вэнов Transit/Tourneo на заводе в Елабуге. При этом с 2002 года совокупные инвестиции Ford в совместные предприятия с «Соллерс» превысили 1,5 млрд долларов, а для расторжения действующих контрактов с сотрудниками и поставщиками придётся заплатить ещё 200 млн долларов. Какие причины стали катализатором радикальных мер?

1. Глобальный кризис

По итогам 2018 года чистая прибыль «Форда» упала более чем в два раза: с 7,7 млрд долларов до 3,6 млрд долларов. При этом продажи бренда на растущем рынке сократились на 9,5%, или на 625 тысяч штук. Ford всё больше вкладывает в электрификацию модельного ряда, а инвестиции в новые технологии требуют значительных средств. Поэтому топ-менеджмент компании принял решение реструктурировать производство, избавиться от неприбыльных направлений и сократить сотрудников.

На родном для «Форда» американском рынке резко сократят линейку легковых машин: аналитика показывает, что покупатели тяготеют к кроссоверам и пикапам, так что уже в этом году доля «легковушек» под брендом Ford сократится до 11%.

Однако одним из главных «генераторов» убытков стал европейский филиал «голубого овала»: по итогам 2018 года Ford of Europe потерял 282 млн долларов, а годом ранее — 192 млн долларов.

Логично, что чистка в Старом Свете стала лишь делом времени: наряду с отказом от производства легковых машин и двигателей в России Ford принял решение закрыть завод по сборке компактвэнов C-Max в Германии, а также прекратить выпуск автоматических трансмиссий во Франции.

2. Отсутствие бюджетных моделей

Успех второго «Фокуса» в России был обусловлен в немалой степени грамотной ценовой политикой Ford: базовая комплектация предлагала очень много автомобиля за небольшие деньги. Продавая на нашем рынке модель третьего поколения, маркетологи Ford будто забыли сопоставить продукт с конкурентами: Focus оказался теснее и дороже японских, корейских и чешских одноклассников.

Аналогичный просчёт можно поставить в вину и «Фиесте», и «Куге», и «Экоспорту», к тому же наряду с неконкурентной ценой модели несвоевременно обновлялись. В итоге провал в сегменте кроссоверов ощутимо ударил по перспективам сохранения площадки в Елабуге — по итогам 2018 года Kuga нашла всего 13 900 покупателей, в то время как Mazda CX-5 разошлась тиражом в 22,5 тысячи, Hyundai Tuscon — 23 тысячи, а Toyota RAV4 — 31 тысячу экземпляров.

Кроме того, Ford так и не решился на выпуск действительно массовой модели в бюджетном ценовом сегменте. В субкомпактном классе Fiesta не смогла ничего противопоставить более доступным «Ладам», Kia-Hyundai и Volkswagen, хотя при своевременном входе на рынок и грамотной ценовой политике шансы потеснить конкурентов были.

Читайте также:  Панель приборов опель кадет

Так вышло, что преемника бестселлера Focus II в российской гамме «голубого овала» не оказалось, и ни одна из шести имеющихся у нас массовых легковых моделей не смогла стать лидером в своём классе.

3. Упущение «кроссоверного» тренда

Успехи всех ведущих зарубежных автопроизводителей в нашей стране неразрывно связаны с популярностью кроссоверов. По итогам 2018 года у Hyundai 90 тысяч проданных машин обеспечили Creta и Tucson, у Renault более 70 тысяч машин приходится на Duster и Kaptur, а Volkswagen смог продать 33 тысячи «Тигуанов». Ford пытался конкурировать и в сегменте компактных вседорожников, и в классе среднеразмерных кроссоверов, предложил семиместный Explorer, однако EcoSport отпугивал неоднозначной внешностью, высокой стоимостью, худшей адаптацией к российским условиям, а Kuga не получила вовремя обновления и «прирастала» не оснащением, а ценой. Локальные успехи Explorer в классе полноразмерных SUV ситуацию не спасли.

В конечном итоге EcoSport, Kuga и Explorer на троих реализовали 22 тысячи машин — притом что продажи как могли поддерживали власти, закупая внедорожники для госслужащих.

4. Игнорирование локальных рынков

В 2006 году компания Ford, переживавшая упадок, пригласила кризисного управляющего из Boeing Алана Малалли. Менеджер резко (в три раза) сократил количество базовых платформ, урезал вариативность модельного ряда и предложил стратегию One Ford. Суть концепции заключалась в предложении одинаковых моделей автомобилей вне зависимости от рынка сбыта. Такой подход позволил снизить издержки и финансово оздоровить компанию, однако обратной стороной медали стало нежелание, а где-то и неумение подстраиваться под нужды клиентов.

В то время как другие автопроизводители не жалеют времени на адаптацию моделей под российские реалии, перенастраивают ходовую часть, дооснащают машины тёплыми опциями, Ford не посчитал нужным увеличить клиренс «Фиесте», проявить гибкость в реализации «Фокуса» или озаботиться своевременным обновлением «Куги».

5. Проблемы со сбытом

Если обратиться к финансовым отчётам совместного предприятия «Форд-Соллерс» и цифрам загрузки российских заводов, то вопрос, почему Ford закрыл производство, не возникает. Скорее удивляешься, почему меры не были предприняты раньше. Суммарные убытки предприятия в 2014-2017 гг составили 56,7 млрд рублей, или более 1 млрд долларов. При этом, по данным газеты «Ведомости», в 2017 году предприятие в Елабуге выпустило 17 тысяч машин при мощности в 85 тысяч, завод в Набережных Челнах — 7 тысяч при мощности в 115 тысяч, а площадка в Ленинградской области — 20 тысяч машин при возможной нагрузке в 160 тысяч.

На этом фоне рост продаж в 2018 году на 5,7% относительно 2017 года выглядит каплей в море. Единственной конкурентоспособной моделью в российском семействе Ford был коммерческий Transit: локализованные американские вэны продаются лучше, чем другие зарубежные фургоны. Что касается легковых моделей, то на площадках дилеров столько нераспроданных машин, что после прекращения выпуска в июне запаса на складах хватит до минимум до октября.

6. Ошибочные инвестиции

Производство Ford в России было рассредоточено по трем площадкам с недозагруженными мощностями, при этом каждый завод строился «с запасом» и не окупил вложенные инвестиции. Наиболее показательна ситуация с созданием моторостроительного предприятия в Татарстане в 2015 году: локализации производства двигателей от «Форда» никто не требовал, однако в американской компании решили сыграть на опережение. В итоге вложенные средства себя не оправдали, а современный завод так и не вышел на пиковую мощность.

В то же время удивляет игнорирование специальных инвестиционных контрактов (СПИК): Ford так и не решился на заключение соглашения с Минпромторгом, хотя конкуренты использовали механизмы получения льгот, субсидий и компенсаций из бюджета. Над проектом СПИКа в Ford начали работать ещё в 2017 году, но до подписания документа дело не дошло.

Ссылка на основную публикацию
Установка газа на ваз 2110
Наглядные примеры и результаты установки газобаллонного оборудования на ВАЗ 2110 Фотогалерея ВАЗ 2110 с ГБО демонстрирует примеры установленных газобаллонных систем...
Тормозные колодки galfer отзывы
Страна: Италия Отзывы о тормозных колодках Galfer Колодки Galfer популярны для моделей На Крузе с завода установлены тормозные колодки итальянской...
Тормозные колодки ate форд фокус 3
На новых Ford Focus 3, стоковые передние колодки ходят 20000 — 25000 км. Конечно, все зависит от стиля вождения и...
Установка газового оборудования на автомобиль видео
Повышение цен на топливо вынуждает большинство рядовых автомобилистов и бывалых автолюбителей задуматься о поиске альтернативы, позволяющей сэкономить на топливе с...
Adblock detector